«Пираты XX века». Самый кассовый фильм Советского Союза

В этом году исполнилось 40 лет со дня выхода в прокат легендарного советского фильма «Пираты XX века». И кто бы, и что бы не говорил — это первый в истории мирового кинематографа классический боевик в том формате, в котором мы привыкли их видеть на большом экране. Да, вы не ослышались — это не первый советский боевик, а первый боевик такого формата вообще.

Интересно? Тогда продолжим!

«Пираты XX века». Самый кассовый фильм Советского Союза
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год

На основе реальных событий?

Хотя во многих источниках и указывается, что фильм основан на реальных событиях, на самом деле это не совсем так. На мой взгляд, если фильм основывается на реальной истории, то повествование происходит действительно очень близко к реальным событиям. Непосредственно такой истории, которая происходит в «Пиратах XX века», где пираты захватили судно с ценным грузом и взяли заложников, а члены команды сумели уничтожить пиратскую банду и освободить заложников — не было.
А вот, то что было реально — это пиратство. Источником бед выступал Тайвань, в водах которого с негласного разрешения и поощрения властей, находящихся под защитой США, производился грабеж международных торговых и грузовых судов. В течении 1950-х — 1970-х годов пострадали британские, панамские, польские, греческие суда, также было нападение и на советское грузовое судно.
Так, в 1954 году пираты захватили советский танкер «Туапсе», доставлявший в Китай с реактивное топливо. Членов экипажа взяли в заложники. Путем дипломатических переговоров через 13 месяцев удалось вернуть немногим более половины экипажа — 29 человек из 49.
Чтобы исключить дальнейшие нападения на советские суда ВМФ СССР провёл спецоперацию — замаскировал десантный корабль под торговое судно и через дипломатические каналы пустил дезинформацию о том, что оно перевозит крупную партию золота и опиума для советской фармацевтической промышленности. Пираты наживку заглотили и напали на корабль. Вместо золота и опиума советские морские пехотинцы раздали всем пиратам порции свинца и тротила, да так, что из нападающих не выжил никто. После этого пираты начали обходить советские суда стороной.
А вот то, что многие выдают за основу сценария «Пиратов XX века» — кровавую и жестокую историю нападения пиратов на итальянское судно, которое перевозило урановую руду, послужило лишь толчком для того, чтобы Станислав Говорухин заинтересовался данной темой и предложил Борису Дурову вместе проработать сценарий будущего фильма. К слову — это пиратское нападение произошло в конце 1970-х годов и никто из членов экипажа тогда не выжил, а 200 тонн урановой руды были безвозвратно утрачены.
Фактически, в сценарии получился собирательный сюжет на основе элементов разных, действительно имевших место, пиратских нападений.

Свободная демонстрация карате

А вот то, что фильм «Пираты XX века» стал первым в истории советского кинематографа, в котором демонстрируются приёмы карате (или «каратэ», как тогда писали) — действительно правда.

«Пираты XX века». Самый кассовый фильм Советского Союза
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год

Причем получилась удивительная история — фильм успели снять и выпустить на большой экран в период «оттепели» по отношению к этому виду спорта. То есть до 1978 года карате в СССР было под запретом, в 1978-1981 — полностью разрешено, в 1981-1984 — частично разрешено, а с мая 1984 года вновь оказалось под полным запретом, вплоть до уголовной ответственности за обучение. Да, причем в 1978 году даже успели создать Федерацию карате СССР, а в 1981 — провести первый чемпионат СССР по карате).
На удивление запрет карате в 1984 году никак не сказался на ограничении фильма в прокате.

Утверждение Ерёминко на главную роль

«Пираты XX века». Самый кассовый фильм Советского Союза
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год

Изначально Борис Дуров не увидел в Николае Ерёменко главного героя «Пиратов XX века», объяснив что представляет себе другой типаж героя.

«Обычно не меня выбирали, а я выбирал: с тех пор как снялся в «Красном и черном», на меня всегда был спрос. Мне очень хотелось сыграть в «Пиратах…», но режиссер Дуров не уверен был, что «любимец дам» потянет роль героя крутого боевика. Уж больно стойкий был у меня тогда имидж «Жюльена Сореля». Разговариваем мы, вижу, не очень-то он ко мне расположен, читаю в его глазах сомнения. Я тогда подошел поближе к нему и предложил пощупать бицепсы. Он пощупал и утвердил меня на роль…»«Все трюки на съемках я выполнял сам. А мне за это ни рубля не заплатили. А ведь я тогда чуть не погиб. Помните эпизод, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно, рядом с бортом, выныриваю и — о боже! — чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. Не знаю уж, как удалось выбраться…»
Николай Ерёменко, из книги «Красавцы советского кино», Раззаков Федор // Эксмо, 2012 год

Создание нового формата кино

Вот мы и подобрались к самому интересному.
Этот фильм часто называют первым советским боевиком, но давайте на минуту задумаемся, действительно ли до «Пиратов XX века» были зарубежные фильмы в таком формате? Особенно если исключить вестерны, военные и шпионские фильмы, боевые искусства и фантастику?
Сможете назвать хоть один?
Хоть один фильм, события которого происходят в современном мире, где присутствуют зрелищные драки, захват заложников, перестрелки, взрывы и фактически один герой противостоит целой банде, а в итоге побеждает. Вышедший до 1980 года.
Подсказка: «Рэмбо» вышел в 1982 году, «Коммандос» — в 1985, «Крепкий орешек» — в 1988 году…
Да, я думаю, что классический боевик начался именно с «Пиратов XX века», с советского фильма, а масштабное развитие уже получил в Голливуде в 1980-х, 1990-х и 2000-х.
Можно сколько угодно рассуждать, как у них это получилось, с какими трудностями они столкнулись, что заимствовали, что придумывали, как отсекали всю сентиментальность и идеологию, оставляя чистое действие и динамику (сейчас говорят «экшен»). Наверно, можно целую книгу написать. Но главное — у них получилось, они это сделали!
Вполне вероятно, что можно привести множество аргументов как «за», так и «против» моего мнения, но я считаю именно так.
Если же брать все фильмы, которые формально подходят под название боевика, то первым советским боевиком его называть нельзя: «Белое солнце пустыни» (1969), «Неуловимые мстители» (1966), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).

Съемки в Крыму

Съемки фильма проходили в Крыму, в том числе на кадры попали: Тархункут, Карадага, м. Капчик, Голубая (Разбойничья) бухта, м. Хамелеон, Ялта, Большой Атлеш.
Спасение женщин с тонущего судна персонажем Ерёменко было снято в специально изготовленных декорациях в бассейне гостиницы «Ялта» в Массандре.

Запрет после закрытого показа

На закрытом показе руководящим работникам ЦК ВЛКСМ фильм очень сильно раскритиковали, руководитель советского комсомола Борис Пастухов назвал картину «идеологически вредной» из-за обилия жестоких сцен и демонстрации вредной для советского человека идеологии. Фильм к прокату в кинотеатрах страны запретили.
Однако, неравнодушный сотрудник особого отдела Госфильмофонда решил отправить фильм на дачу к Леониду Брежневу, который после просмотра настолько проникся сюжетом и отвагой советских моряков, что рекомендовал немедленно выпустить картину на широкий экран.

Невероятный успех в прокате

В 1980 году фильм «Пираты XX века» вышел в прокат. Такого успеха не мог предвидеть никто. Фильм стал абсолютным лидером по количеству зрителей. Только в 1980 году его посмотрели почти 90 млн. человек, а к 1992 году совокупная зрительская аудитория, посмотревших фильм в кинотеатрах страны, составила более 250 млн. человек.

Продолжения не получилось

К сожалению — да, не получилось. Причем было несколько попыток:
1. В 1986 году вышел фильм «Тайны мадам Вонг», который задумывался Станиславом Говорухиным, как продолжение «Пиратов XX века», однако Николай Ерёменко и Талгат Нигматулин, которые должны были сыграть главных героев, после ознакомления со сценарием — отказались;
2. В начале 1990-х Станислав Говорухин и Николай Ерёменко решили вместе поработать над продолжением фильма, которое бы устроило и режиссёра, и главного актёра, но случившийся «развал» СССР сильнейшим образом ударил по отечественной киноиндустрии и их планам не суждено было сбыться.

Но с учетом того, что наиболее часто сиквел оказывается хуже оригинала, то может быть и к лучшему…
Читать далее →

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика