Кто придумывал все эти странные рисунки для советских ковров?

А вы не задумывались ли, откуда брались такие вот замысловатые рисунки на коврах и что они означают? Классические национальные узоры брали и для ковров ручной работы, и для машинных. Так что, даже, если у вас дома был очень дешевый синтетический ковер, рисунки на нем все равно были «с посланием».

Существовал специальный каталог, по которому в СССР можно было заказать настоящий ковер в одной из республик! Каталог этот выпущен Внешпосылторгом. Заказывать у этой организации можно было товары за чеки, которыми платили специалистам, работавшие за рубежом. Там были ковры «Казах», «Карабах» и даже почему-то «Кубу». Из заграничных можно было выбрать себе болгарский ковер или даже ковер из ГДР.

Так, например, в описании к армянским коврам говорится, что «модели» «Ереван» и «Иджеван» появились после изучения традиционных армянских миниатюр.
И главный мотив этих ковров — цветок лотоса, а уже на его стилизованных лепестках изображали стилизованных же животных, бутоны и стебли.
А вот туркменские ковры украшали ромбами, которые называются «гель». То есть, все эти рисунки были традиционными. Их придумывали вовсе не советские люди (ну или советские люди брали за основу старинный орнамент и немного перерабатывали).

Например, очень часто в центре находился «медальон», и он символизировал солнце. Интересно, что это изначально был иранский мотив, который в СССР тоже взяли на вооружение.

А еще на коврах могли встречаться бесконечные линии, которые завивались в разные стороны, они называются эслим, и это персидский мотив. Интересно, что геометрические узоры тоже могли обозначать стилизованных животных или растения.

Все ковровые узоры, независимо от страны, где соткан ковер, делятся на четыре группы:
— Животный мир.
— Растительный мир.
— Геометрические фигуры.
Ковровые узоры можно классифицировать и по другому признаку — месту, которое символ занимает на ковре. Например, некоторые элементы появляются лишь в центральном поле изделия, другие — в бордюре; некоторые являются частью орнамента, другие — самостоятельными рисунками.
Конечно, не каждая деталь коврового орнамента имеет особое значение. Некоторые элементы являются лишь украшением. Но есть и те, которым придавался раньше сакральный смысл, которые считались талисманами, способными принести в дом счастье, любовь.СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УЗОРОВ
Растительные образы
Деревья — обычно олицетворяли плодородие и превозносили воду, как источник жизни. Стилизованное дерево изображали геометрическим рисунком, напоминающим стрелу или якорь.
Гранат — на коврах можно встретить изображение и плодов и цветков граната.

Бута — элемент персидского происхождения, имеет бионическую форму и украшен растительными узорами, часто встречается на персидских антикварных коврах .

Эслим — спиралевидные бесконечные линии, украшенные цветами и листьями. Эслим — символ бесконечности.
Ваза — изображение на коврах вазы, часто с цветами. Используется на востоке как метафора, когда речь идет о возвышенной любви.

Животные
Орел — символ царской власти и мощи.
Павлин — ассоциация с Богом солнца, охранительный талисман.
Овцы, бараны — изображаются на коврах символом “S”, несут в себе память о кочевническом образе жизни.
Дракон — талисман. Изображается так же, как домашние животные, буквой “S”.
Петух — символ возрождения.
Лев — олицетворяет силу.
Пегас — символ мудрости.

Геометрические фигуры
Часто геометрические фигуры на коврах – это стилизованное изображение животных или растительности. Но иногда встречаются и знаки с особым значением, например, свастика.
На стену вешали яркий новый ковер, а тот, что похуже, клали на пол, чтобы не жалко было топтать. Со временем настенный ковер пылился, но про него как будто забывали и снимали с гвоздей только в случае ремонта или стихийного бедствия. В 2000-х такие ковры прозвали «пылесборниками». К счастью или, к сожалению, это был закат эры коврового уюта.
















Читать далее →
Яндекс.Метрика